Та самая «VASA»
В преддверии марафонов в рамках Кубка лыжных гонок Вологдамарафон публикует рассказ Николая Григорьева, президента СЛК ВИИТОРУЛ, о поездке на знаменитую гонку Vasaloppet.
Впервые гонка проводилась в 1922 году и получила название в честь шведского короля Густава Васы, с тех пор она отменялась лишь три раза (1932, 1934, 1990). Гонка проходит в первое воскресенье марта. Васалоппет — одно из самых престижных соревнований среди лыжников. На 90 км гонку организаторами выделяется 15800 номеров. Как правило, все эти номера выкупаются заранее. В 2015 году все 15800 стартовых номеров были забронированы за 83 секунды.
Уже прошло более 10 лет с того самого старта на лыжной марафонской гонке Vasaloppet в 2006 году, а память иногда возвращает меня обратно туда, где состоялась моя самая памятная на сегодня гонка. Некоторые моменты помню до мельчайших подробностей, настолько глубоко они запали во мне, что захотелось поделиться с вами.
В жизни каждого спортсмена есть мечта, чего то добиться, что то покорить. В те годы я был в самом расцвете сил именно для этого старта. У меня уже был хороший опыт стартов в серии Russialoppet, где я соревновался в течение 2-х лет, выполнил мастера (10 марафонов), и меня потянуло на нечто большее. Vasa появилась случайно, этому предшествовала моя месячная учеба в Шведском Фалуне в 2004 году. В этот город не возможно не влюбиться тем, кто любит спорт. Там есть лыжный стадион, где проходят чемпионаты и этапы кубка мира, 4 трамплина, открытый каток для хоккея с мячом, ледовый дворец, бассейн с открытой и закрытой водой, футбольные поля, теннисные корты, фитнесзалы , велодорожки и всё это для населения в 50 000 тысяч жителей. Кроме этого там есть свой театр, музей, гостиницы торговые центры и прочее…
Был ноябрь, когда листья уже опали с деревьев, но деревья были разноцветными в яблоках разного цвета. Почему вы их не собираете? А зачем, в магазине есть Испанские, они вкуснее. Странно, казалось мне. Первый снег как раз пришелся на середину ноября, и буквально на следующий день вышел ратрак, заработали снежные пушки, и вот она - бесплатная трасса. Казалось, весь город движется, уже утром кто как, кто в фитнесе, кто на вело, кто бегом, днем и вечером лыжники, хоккеисты. Каждый школьник ходит как минимум 3 раза в неделю в какую-нибудь секцию. Очень популярен среди школьников флобол в зале. Лыжные трассы освещенные, накатаны в каждом уголке города. Кажется, что никого нет, а свет горит в парках и пригороде города, но нет-нет, да и промелькнет фигура лыжника или неспешная прогулка мамы или папы с детьми.
Там, во время командировки, моим куратором был Матс, как оказалось, большой любитель лыж. Он-то и вовлек меня в эту авантюру: мол, давай приезжай, жить будешь у меня, денег не возьму, питанием обеспечу, всё организую, ты только приезжай. Ну как было не согласиться, тем более он сам загорелся штурмовать Васу в очередной раз, чтобы получить медаль (медаль дается каждому, кто уложится по времени, проигрыш победителю не более 50% по времени). Все попытки Матса были неудачными.
Решение принято, еду. На 2005 год все билеты на старт были уже проданы. Как только наступила весна (середина марта 2005-го), в первый же день заявки на Васа 2006 я зарегистрировался под номером 12 382. Рейтинга у меня нет, конечно, это утопия стартовать в 12-м коридоре, когда перед тобой 12 000 человек. Нужен старт для рейтинга где–то еще. Выбираю Тарту 63 км, который проходит за 2 недели до Швеции. Как готовился к этому старту, уже не помню, но подвелся к стартам в очень хорошей форме. Когда еще летом на 50-летнем юбилее у Виктора Николаевича Кондакова (у нас еще не было клуба), многие удивлялись, куда это ты? Зачем? Но у меня самого сомнений в том, что я проеду, не было, был вопрос только, как проеду, с каким результатом.
На марафон в Тарту я поехал с друзьями из Питера. Стартуя без рейтинга во второй тысяче, закончил гонку 128-м, очень себя берег поначалу, не было опыта стартовать на 63 км классикой (всегда было только 50 км максимум), но в конце дистанции, когда осталось достаточно сил, я ускорился и финишировал с запасом. Это придало мне уверенности, что и 90 км классикой я выдержу.
И вот настал час «Х». Мы с моей супругой Алёной выехали на машине в Фалун. Минуя границу, на пароме с Турку до Стокгольма и там до Фалуна около 300-400 км. Два дня - и мы там. Нас встречает шведская семья, (Матс с супругой Марией и 3-е детей). Очень дружелюбные, не зная, какую пищу мы предпочитаем, они приготовили, что-то вроде шведского стола. Живут в своем доме, как и большинство остальных жителей города. Как небольшая община, дети играют в хоккей прямо на улице, движения авто практически нет, гараж общий на всю общину (10-12 машин). На работу и в школу ездят на велосипеде. Супруга работает учительницей в школе (зарплата учителей там, кстати, тоже не очень).
До старта оставалось еще 3-4 дня. Времени было достаточно, чтобы прокатиться по Фалунской пятерочке и 10-ке. 5-ка очень сложная. Начинается со стадиона вверх (очень похоже на старт в Изумруде), то только протяженность подъёма намного длиннее, что-то около 2 км, потом вниз, и практически на последнем км, снова приличный подъём, и выкат на финиш. В пятницу, за два дня до старта, мы едем регистрироваться и смотреть трассу.
- Матс а как же работа?
- Это Васалоппет, - звучит очень утвердительный ответ.
Да, это Васалоппет. Именно на время этой королевской гонки Швеция становиться лыжной страной номер 1 в мире. Две недели до старта и две недели после него только и разговоров о Васа по всей Швеции. Каждый второй швед мечтает прокатить Васу. Кто смог зарегистрироваться и попасть в число счастливчиков - 16 000 участников, - готовится к старту, остальные слушают. Основную гонку предваряет неделя других гонок — от 30 км и более, включая открытый Васалоппет – 90 км. Набирается десятки тысяч стартующих. Матс рассказывает, что один знакомый Швед (не фанат лыж) на спор, что сможет проехать 90 км, накатал 2-км круг рядом со своим домом и вышел на старт в 8 утра. Так он и ходил по этому кругу весь день, 45 кругов до позднего вечера или ночи, но прошёл все-таки….
Итак, мы едем в город Мора, где будет финиш этой гонки.
С учетом рейтинга на Тарту меня переместили в 4-й карман (3001-4000), что много лучше, но еще далеко. Цель - быть в первой тысяче на финише. Увидев, как я прокатился по трассе, Матс сказал: «Ты очень силен, медаль ты выиграешь без проблем, я так не смогу бежать». Матс за неделю до основного старта прокатил открытый марафон Vasaloppet, чтобы улучшить свой рейтинг. Погодные условия в те выходные были лучше, и Матс благодаря хорошему результату смог перерегистрироваться на пару тысяч вперед и быть где-то в 7-8 тысяче.
Я сходил в музей Vasa, видеофильм показывает и рассказывает о всех гонках, начиная с начала 20-го века. Дважды его выигрывали советские – российские лыжники, Вячеслав Веденин и Михаил Ботвинов. Про Михаила отдельная история, это случилось в начале 1990-х, когда ему устроили карантин 2 года при переходе в Австрийскую сборную. Поддерживая форму, он стартовал на Васа. Это был единственный случай, когда со старта гонщик возглавил лидерство и с каждым километром только укреплял его и финишировал в гордом одиночестве с большим отрывом.
За всю, практически столетнюю историю, только 3 раза марафон отменяли из–за погодных условий. Большой энтузиазм жителей и волонтеров всегда одерживал вверх при подготовке трассы протяженностью 90 км.
Вечером, на ужин пришел сосед:
- Как далеко ты приехал?
- 2000 км.
- О, видно ты хороший лыжник.
- Не знаю, в воскресенье посмотрим.
Суббота ушла на подготовку лыж и снаряжения. Погода менялась, появился ветер, небольшая метель, прогноз на утро старта -15-17, а на финише -6. Боялся за держание, что мазь сойдет, положил грунт и еще 6 тонких слоев синей -5-10 и зеленой -10-30 вперемешку, закрыл скользящей GF -8-25 Vauhti.
Марафон стартует в городе Salen (Сален), а финиширует в городе Mora (Мора). Старт в 8 утра, но приехать нужно не позже 6 часов, а лучше к 5 утра, объясняет мне Матс. Выехать нужно в 3 часа утра, будет большая пробка (вернее не пробка, а поток машин). Значит, встать надо в 2, спать практически не удается. В машине нас 3 - два лыжника и сестра Матса за рулем. Она специально приехала из другого города, чтобы помочь нам. Чем ближе к старту, тем медленнее движение, сплошной поток. Машины распихивают по разным площадкам, парковкам в полях, очищенных от снега. Приезжаем около 5 утра (хорошо, что по-русски уже 7 часов). Пытаюсь есть бутерброды с чаем, просто набиваю живот. Никаких гелей и напитков тогда у меня не было. Пунктов питания по трассе будет много, каждые 10 км, на них и рассчитываю. На месте старта сотни биотуалетов, но везде очереди, и на это уходит минут 20. Смотрю - уже выстраиваются очереди к стартовым коридорам, и слышу подсказку Матса:
- Беги быстрей, занимай место в своем коридоре.
Ровно в 6 часов открываются коридоры, я успеваю положить лыжи в 4-й ряд с самого правого края. Кто-то ставит лыжи домиком. Ширина коридора метров 100, а длина бесконечна, стартовая поляна скрывается за горизонтом. Стартуют 16 000 участников одновременно.
Очень строгий вход в коридоры по чипам. Вбежали, положили лыжи и палки, и теперь можно расслабиться, до старта еще 2 часа. Судьи строго следят, чтобы кто-то поздний не прошел вперед и не сдвинул чьи-то лыжи, чтобы положить свои. Тут же его лыжи вместе с ним оказываются последними.
Опять пытаюсь подкрепиться и подготовиться. Минут за 40 народ начинает заходить в коридоры и выстраивается, не удерживаюсь и я. Верхнюю одежду оставили в машине. Кто не имеет такой возможности, есть автобусы, всё расписано по номерам. Вдоль стартовых коридоров подготовлены места для хранения вещей, одежды. За 30 минут до старта появляются девушки, встают на специально выстроенные деревянные помосты, и начинается разминка с музыкой. Многие участники повторяют вместе с ними движения, всё-таки холодно -17. У меня не проходит мандраж, как будут держать лыжи? И я добавляю еще 2 слоя под колодку. Постепенно светает, коридор заполняется, прилетел вертолет, уже пора, пора…
Время тянется медленно, между рядами выстраиваются волонтеры, чтобы никто не мог ехать между лыжней и не смог переходить из одного коридора в другой. И наконец выстрел… Не помня себя, с одной целью выбраться как можно ближе, бросаюсь вперед и только вперед. Первые 3 км пологий подъём, уже после стартовой поляны, можно уже где-то скакать и между лыжней. Не могу остановиться, голова не соображает и только вперед. Помня рассказы о том, что будет узкий коридор, столпотворение, и там можно потерять много времени, я пытаюсь каждый метр использовать для обгона.
Забравшись на самую верхнюю отметку марафона 3-4 км после старта и пройдя узкие места, продолжаю энергично обгонять участников. Наверху, на плато уже выглянуло солнце, снег прекратился, и ветер не чувствуется. Очевидно, было красиво, но мне было не то того. Первая промежуточная отсечка, звенят чипы (10-11 км). Вдруг приходит сознание, куда это я? Смотрю на пульс – 192 (это предельный), я же закисляюсь, а впереди еще 80 км? Стоп, стоп, стоп, резко сбрасываю темп, как будто финишировал, хорошо что уже гора позади, и я на плато, равнина , 4 лыжни (так и будет до финиша 4 лыжни). Как потом оказалось, именно здесь на 11 км дистанции я шёл с лучшим результатом – 521 место. За 11 км удалось проскочить около 3000 участников. Но оно и не мудрено, ведь из 16 000 участников, 15 000 – это любители. Но… если ты стартуешь где-то за 10 волной (10 000 участников), то на первые 3 км уйдет около 1 часа, и далее этот поток людей будет рядом с тобой до финиша. И лишь немногим удавалось заканчивать гонку из 6 часов (получая медаль), стартуя так далеко. Время победителя - около 4 часов.
Сбросил темп, проталкиваюсь одновременным одношажным. Народ сзади в меня втыкается и обходит. Цель - сбросить пульс до 160 ударов. Так и качусь, посматривая на пульсометр. Не то чтобы медленно, но и не в потоке. 10 км ушло на то, чтобы привести себя в чувство. Около ста пятидесяти участников я пропустил, но пришел в равновесие и начал работать в потоке. Голова заработала, меняю ходы, расслабляю мышцы при каждом удобном случае. Двигаюсь максимально экономно. Где-то на 30 км на одной из отсечек слышу голос «Николай», с таким иностранным акцентом. Это сестра Матса, двигаясь в сторону финиша на машине, на одном из пересечений с трассой подбадривает меня. Приятно, чёрт побери. Иногда по ходу гонки народ разговаривает, очень редко, но проскакивает русская речь. На номерах участников флаг страны, что помогает определить, откуда участник.
На пунктах питания, которых много, стабильно пью энергетик 2-3 стаканчика по 100 мл. Пункты питания напоминают шведский стол, там много чего есть и расположены рядами и довольно длинными, что даёт возможность питаться, не останавливаясь.
Между 40-50 км есть участок спуска, где около 5 км только вниз. Об этом мне говорил Матс, но я не понял тогда его. Такой своего рода отдых минут на 10. Спуск пологий, безопасный. А на 62 км, (2/3 дистанции) пункт питания, где установлены часы со временем победителя (или примерным временем победителя). Опять же, я не уловил этот момент в рассказе Матса. Оказывается, это ориентир того, будете ли вы с медалью или нет. Если вы проходите 62 км быстрее финишного времени победителя, у вас все шансы её выиграть, так как оставшиеся 28 км менее трудные. Мой Полар показывал другое время, что сбило меня только с толку: что это за время на часах?
Чуть ближе к финишу, на очередном участке, где автомобильная дорога проходит рядом с лыжной трассой, я слышу и вижу Алёну, которая бежит по сугробам и кричит мне время и место. Я не совсем понимаю, откуда она здесь и что за время. Оказывается, Матс подключил услугу SMS, на телефон своей жены Марии. И при прохождении промежуточных пунктов по трассе передаётся время и место участника. Чуть позже, после того как мы стартовали, Мария с Аленой выехали нас встречать на финиш и заехали поболеть за нас по трассе, что опять же придает некий эмоциональный всплеск. Все пока складывается не плохо. Прохожу 70 км, и вот тут-то начинает резко накатываться усталость - более 4-х часов в пути.
Иногда меня спрашивают: какие мысли у тебя в голове, о чем ты думаешь во время марафона? За следующие 10 км я вспомнил всю свою жизнь. Зачем я здесь, что нужно делать, пытаюсь гнать от себя все дурные мысли и двигаться, двигаться. Народ опять начинает подбирать меня, но есть и такие, кто стоит или идёт пешком.
Вот проходит девушка из Италии с конвоем из 2-х мужчин. Ведут её к 3-му месту, как оказалось. Я вспомнил все SMS, что пришли мне в дороге на Васу. От моих тренеров Кондакова Виктора Николаевича, Шилова Николая Васильевича (из Норвегии) от Богомолова Жени, даже его слова помню: «Русские не сдаются». Вот с этими словами «Русские не сдаются», я двигался, как мог.
Весь плечевой пояс не слушался. Такой нагрузки никогда не было на него. Это тот случай, когда ноги были, как руки, а руки, как ветви. Я взмахивал руками вверх, проносил их вдоль туловища, не толкаясь. Шёл одновременным одношажным за счет маха ноги и рук. А терпеть оставалось еще долго.
Каждый километр трассы отмечен табличками, сколько осталось. Подкатываюсь к последнему пункту питания за 9 км до финиша. Пью изотоник, и здесь мне буквально всовывают гель. Он мне показался терпко-сладким. Вкусовые рецепторы языка были настолько обострены вследствие длительной физической нагрузки, что меня вывернуло, и я выбросил гель. Это неопытность, нужно было остановиться, съесть его, запить и вперед.
Пункт проехал, легче не стало. Качусь, как могу. Очередным обгоняющим был норвежец… И тут что-то необъяснимое во мне проснулось, какая то злость. Продержусь за ним 1 км, а там что будет. Тяжело, но я терпел, считал толчки до этого км, вот он, а я за ним. Давай еще 1 км за ним, снова терплю. Нас уже никто не обгоняет, а наоборот, мы начинаем подбирать народ. После 2-го км ставлю цель еще один км и всё. Когда я продержался за ним 3 км, осталось 5 км до финиша. Ну всё, теперь-то я от тебя не отстану. Как будто сжались зубы. Надо отдать должное норвежцу, он не оборачивался, ничего не говорил, он шёл в своем темпе, и я старался его не беспокоить, по пяткам не стучать.
Уже за 3 км до финиша был живой коридор людей. Все подбадривали, кому нужно, подкармливали. Трасса шла по пригороду Мора. Встречались совсем малюсенькие подъёмчики, но они давались с таким трудом. Потеплело, как и обещали, смазка уже не работала. Перед выкатом на центральную улицу города как раз был подъём, может, метров 30, но сил так мало, что норвежец оторвался от меня. Вроде, ну и … с тобой, катись парень, ты мне так помог. Но когда я вышел на центральную улицу города, эту километровую финишную прямую и увидел вдали арку финиша, внутри меня все всколыхнулось, и я уперся. Эти 10 метров просвета с ним я добирал несколько сотен метров по крупицам, прошел еще парочку участников. А уж когда осталось совсем чуть-чуть, вырвал финиш и у него. Всё, кепка на голове, медаль на шее. 584 место - 5 часов 32 минуты и 24 секунд (время победителя - около 4 часов 20 минут).
Меня встречает Алена и шведская семья. Все так рады за меня, снимают палки, лыжи. Такое чувство, что переживали больше, чем я сам. Матс сошёл еще на середине дистанции. Тяжело ему было два раза через неделю одолеть 90 км. Он проводит меня в офис компании, там принимаю душ, и приходит действительно счастье от проделанного.
Питаться здесь не стали (всем участникам выдается талон на питание), получил диплом, даже два, и поехали ужинать домой, где уже всё было приготовлено.
На въезде в город Фалун уже висит плакат «С победой Даниэль Тюнель». Да, сегодня Васу выиграл именно он - в борьбе с норвежцами на последних метрах. Он житель Фалуна, но когда же эти Шведы успели сделать этот баннер? Прошло всего несколько часов после финиша.
За ужином Матс вручает мне еще одну медаль - с символикой города Фалуна, красный конь с надписью Nikolai (опять же, приготовили заранее). По телевидению крутят только Васу, нарезки гонки, интервью (не только победителей, но и тех, для кого это праздник участия, пройти в своем темпе и закончить эту марафонскую гонку, чтобы вспоминать и рассказывать внукам ).
Следующее утро, 7 утра, и в местной газете из 16 страниц 14 посвящены этой гонке. Когда они успевают это делать? Я всё время сравниваю наши Сокольские соревнования на призы газеты «Сокольская правда», отчет о гонке выходит через две недели!
Тогда не было мыслей, что это может больше не повториться. Популярность марафонского движения растет с каждым годом, и заявка на Васа в последние годы проходит за 1-2 минуты. Все 16 000 стартовых мест заняты. Да, можно поехать на удачу и купить стартовый номер, кто откажется стартовать или покупать номера на рыке за 500 евро. Но у нас, у нашей команды, у нашего клуба Вииторул есть надежда попасть туда. И мы обязательно это сделаем.