Rocky MTB marathon: от вологодских корней к альпийским камням
Последний лыжный марафон в конце марта с его отвратительным дождевым безрассудством заставил помечтать о чем нибудь оптимистично солнечном. Благо - наступает межсезонье, и есть несколько недель свободных от организационной кубковой чехарды. Погуглив календарь Европейских веломарафонов, (а их проходит в течение сезона более ста) выбрал Риву дель Гарду, где в конце апреля проходит фестиваль, главным событием которого является Rocky MTB marathon. Италия с ее фееричной любовью к велосипеду манила меня к себе ещё с 90-х годов прошлого века, когда только попавшееся там по пути моего полёта в ущелье дерево спасло меня от последствий больших, чем недельное пребывание в госпитале.
Интернет рулит - час, и забронированы билеты на самолёт, машина из Милана, бунгало вблизи старта на берегу озера Гарда, заказан (наконец-то!) жесткий велочехол ( оправдал себя на 100 %), предупреждены жена и сын о намеченном путешествии. В такие путешествия они готовы ехать всегда. Основная дистанция в 90 км с набором высот в 3800 м, на которой стартуют в основном профессионалы с лицензией USI, конечно, не для меня, второй вариант с набором в 2400 м - тоже.
150 км, накатанных по асфальту, и один день в Италии перед марафоном - весь тренировочный багаж, поэтому дистанция в 30 км с набором в 700 метров по каменистым тропам и брусчатке показалось мне оптимальным для начала сезона. Самый ближний вариант добраться до Рива дель Гарда - самолёт из Москвы до Вероны (билеты туда и обратно 18000 руб) . А там всего 80 км до Ривы. Но были дела в Питере, и пришлось выбрать не оптимальный по расходам вариант Питер - Милан. Впрочем, попутешествовать на машине по Италии 220 км по автостраде и региональным дорогам это тоже удовольствие. Аренда машины в Италии - одна из самых дешёвых в Европе. Fiat 500 вполне можно взять в прокат за 5000 рублей на 5 дней. Мы, имея солидный багаж, выбрали более дорогой вариант в виде Audi Q5, куда мой новый жёсткий чехол вместился без проблем.
В день прилёта в Северной Италии уже третий день подряд шёл дождь. Но стоило прибыть в Риву, как небо прояснилось, и буквально в течение нескольких часов все просохло. Город впечатляет. Во время фестиваля Ziener BIKE Festival Garda Trentino, а Rock MTB marathon - это его часть, город буквально отдан на растерзание велосипедистам. Одной из задач моей поездки было "освежить мозги", посмотреть, что ценное можно взять для организации наших марафонов. Приходится признать, что живём мы другом мире. Так, фестиваль, где присутствуют практически все велопроизводители, мне удалось "вприпрыжку" обойти за три часа. Велосипедистам раздолье в виде велодорожек и приоритетного права перед автомобилями на дороге.
Светофоров в городе практически нет, круговое движение, очень популярное в Европе, позволяет практически без остановок передвигаться по городу на велосипеде. Рива дель Гарда находится на северной части самого крупного в Италии озера Гарда и окружён с трёх сторон горами, на верхушках которых ещё лежит снег. Выбранный вариант проживания в бунгало позволял выезжать на байке практически из комнаты.
У меня был единственный день перед марафоном потренироваться и посмотреть трассу. Она состояла в общем из трёх частей. На первой и последней преобладал асфальт и брусчатка.
А начиная с 6 км по по 24 км, трасса уходила в горы, градиент вверх и вниз зашкаливал за 20 %, а альпийские камни в различных формах сочетаниях были основной проблемой. Все же мы больше привыкли к траве и корням деревьев. В этот же день прямо на фестивале получил стартовый пакет, для получения которого нужно назвать фамилию и поставить одну подпись.
Наверняка в этой бумаге я взял на себя все мыслимые и немыслимые обязательства относительно своего здоровья. В стартовый пакет вошли велоперчатки от спонсора, велофляга, талон на Макаронпати и энергетик, красивый номер с чипом, моей фамилией, командой и флагом страны. Среди участников, кстати, были представители 50 стран мира. Россиян, как потом обнаружил, было всего четверо. Один из них - Игорь Рябков, выигравший у нас в прошлом году Карповский марафон. Среди элиты на 90 км он занял здесь 86 место. Таков здесь уровень соперников. В день старта, а стартуют участники с 7:30 утра до 8:00 четырьмя группами, я прибыл на место за 40 минут до старта.
Увы, как и на лыжных марафонах в Европе, чтобы занять хорошее место, надо встать пораньше и часа полтора томиться в ожидании старта. Но я не ставил глобальных задач в виде высокого места. Пристроившись в конце пелотона прислушался и обнаружил, что немцы среди участников составляют его основу. Среди велосипедов преобладают Scott, Merida , Speshialized и Giant. Со старта поймал оптимальный темп за двумя мощными немками в форме, напоминающей русалок. Все выезды и въезды относительно нашей трассы перекрыты полицией, везде стоят предупреждающие аншлаги. "Русалки" уже в первый крутяк вломили так, что скоро я потерял их из вида. Более комфортной оказалась группа трёх бородатых итальянцев в форме города Тренто. Сообразив, что они наверняка хорошо знакомы с трассой, решил сколько можно продержаться в их компании, благо они не рвали. У старта в конце пелотона есть один неоспоримый плюс в виде психологии. Ты чаще обгоняешь, что придаёт драйва.
Поднявшись на высоту, дорога превратилась в каменистую тропу, где двухподвес в самую тему.
Впрочем, обнаружил, что подвеска настроена жестковато, и на скользких камнях, идя на спуск, приходилось вжимать оба тормоза. Бородачи, поматрасив, как оказалось, на подъёмах, на спусках, несмотря на жёсткую сзади вилку, ушли от меня, как от стоячего. Я немного загрустил. Да, техники, живя в нашем болотном краю, много не приобретёшь для марафона в Альпах. Пожить бы здесь 2-3 недельки. Можно поднатореть в каменистых разборках. Вся разметка кроме полиции и волонтёров состоялся из стрелок (почти как у нас), закреплённых на знаках и деревьях. Только один раз проскочил мимо, заведя, как Сусанин с собой нескольких немцев в тупик. На второй части трассы стали попадаться комфортные спуски, которые иногда удавалось пройти без тормозов.
Посмотрев на альтиметр и убедившись, что набрать высоты осталось 150 метров, решил больше не беречь ноги, благо, трасса вышла на узкие гористые улочки городка Veridgnano ( прямо как в "Бриллиантовой Руке"). Лавировать приходилось между зданиями , арками, местными тиффози. Эта часть очень впечатлила. На финиш уже не хватало звезды побольше впереди. Финишировав за 1 час 47 мин, занял 76 место из 132 мужчин на этой дистанции.
Ещё бы десяток километров - и выложился по полной. А так немного сберегался, помня итальянское прошлое. После финиша мойка велосипедов без всякой очереди, бананы, яблоки, печенье без ограничений, протокол через полчаса.
Призовые, надо сказать, достаточно небольшие для этого уровня соревнований - 400 Евро за первое место, 150 - за третье в абсолюте среди элиты. Несомненно практически все сюда едут получит удовольствие- от драйва, выброса адреналина, для многих людей здесь это образ жизни.
Удовольствие я тоже получил полное, а выводы немножко грустные. С нашей бюрократией, ограничениями, отсутствием инфраструктуры и велокультуры сделать то же почти не реально. Приблизиться, перенять лучшее - да. Нужно ломать стереотипы, проводить такие экшн не только в лесу, вдали от людей. Появилось желание съездить ещё на парочку европейских марафонов в этом году, всем желающим готов помочь советами и посильным участием. Всего здесь стартовало 1800 участников. И самое главное - удалось пообщаться с одним из организаторов. Итальянцы к нам вряд ли приедут, по крайней мере, в этом году, а вот об участии и приезде к ним нашего абсолютного победителя Кубка на льготных условиях, возможно, как главный приз в рейтинге, речь шла, и решение будет принято в ближайшую неделю.