Из истории вологодского велоспорта. Часть1.
Езда на велосипеде и велоспорт, как её производная достаточно молоды. Если бегать и бороться люди начали ещё тысячелетия назад , а в Олимпе проходили первые соревнования прошли ещё в 776 году до нашей эры, то велоспорт, как вид возник только в 19 веке, а первые соревнования прошли в 1868 году. Интересно посмотреть, а как развивалось велодвижения у нас в Вологодской губернии. Мы опубликуем несколько материалов на эту тему, затрагивающие более чем столетний период. Большое спасибо всем , кто помог в создании этой подборки.
Можно сказать однозначно, что хоть материалы на тему движения на велосипедах и велоспорта хоть и были редки, но все же сейчас в газетах и совсем уж сложно, что- нибудь прочитать, за исключением дорожной хроники. Первый материал, который удалось найти датирован далеким 1892 годом, когда в газете Вологодские губернские ведомости был опубликован материал о пользе занятий езды на велосипеде
http://www.booksite.ru/vgv/page.php?y=1892&m=1796
Характерно, что женщинам рекомендовалось " остерегаться слишком быстрой езды и утомительных переездов", а "что касается детей, то гигиенисты против их езды на велосипедах в слишком раннем возрасте". По крайней мере с тринадцати лет и то не более сорока верст в день. ( 1 верста равна 1066 м ) Учитывая какими были велосипеды в то время и сколько весили, наверное справедливое замечание. В той же газете вышла реклама по поставке первоклассных велосипедов Энфилд и несомненно по улицам города Вологды уже тогда начали колесить первые велосипедисты.
Хотя мощеных улиц было всего несколько. В начале двадцатого века ( точнее данных пока, к сожалению нет) было создано Вологодское общество велосипедистов. Проходили ежегодные собрания в гостинице Золотой якорь, а члены общества уплачивали ежегодный взнос в размер 5 рублей. Иначе их считали выбывшими. Какими льготами пользовались члены ВОВ, пока об этом только можно догадываться.
1913 год было принято часто сравнивать с текущими в советской истории на самом деле это один из годов расцвета России. Езда на велосипеде похоже тоже была в расцвете, так как целых три магазина занимались их продажей ( игрушки к примеру продавали только два). В книге Старикова Е.А. на основании первоисточников указано , что :"В 1911 году в городе было 7 крупных галантерейных магазинов, из которых наибольшей популярностью пользовался магазин Нечаева на Каменном мосту, 7 ювелирных и часовых магазинов, 3 занимались продажей велосипедов, в 2-х продавали игрушки, 3 торговали музыкальными инструментами (http://www.booksite.ru/trade/main/signboard/1.htm)
Больше всего нас заинтересовало присутствие в Вологде циклодрома. В более поздних источниках удалось установить его нахождение в тридцатые годы и , видимо там же он находился и до революции, а именно в Ковырино. На циклодроме проходили соревнования и определялись чемпионы города.
На этой фотографии , уже публиковавшейся в интернете второй слева Точиленко Иван Петрович. Фамилии остальных в том числе и чемпион а города Вологды нам пока не известны. https://vk.com/photo-17191997_300364704
А время и фамилии этих вологодских велосипедистов также неизвестны
https://vk.com/photo-17191997_298116183
А вот какие вопросы обсуждались на собрании Вологодского общества велосипедистов в 1915 году
В том же году в газетах было много рекламы где и Почем купить велосипеды. Магазины, кстати в основном располагались на самой торговой улице - Кирилловской ( ныне ул.Ленина)
Интересно, что общество велосипедистов не ограничивалось только собственно велосипедными вопросами. В то же 1915 году, когда на просторах Европы, кстати вовсю бушевала первая мировая заключило контракт с городом об организации, очистке и "испешении" от снега и льда катка у Красного моста.
А всего за год до революции уже и услуги веломастерской на ул. Громовской ( ныне пр. Победы) стали востребованы.
Далее в истории России совершился крутой поворот и велосипеды на какое-то время ушли в тень, но уже совсем скоро велосипедизация вышла на новый виток развития. Но об этом (1917-1990) в следующих частях.
Если у Вас есть своя информация по истории велосипеда в Вологде просьба пишите нам или публикуйте в комментарии.