Андрей Галафеев: "Я матерый боец, я вообще никого не боюсь"

   1571  2

Андрей, в прошлом году ты после очередной победы сказал, что еще годик-два, и Валерий Сухнев, другие молодые ребята всем дадут жару. Как твои ощущения, в этом году сможешь побороться с молодежью и третий раз за победу, и есть ли планы приезжать к нам? Какие в целом планы на сезон?

Сейчас всем известная ситуация, конечно, я поддерживаю хорошую форму, на мой взгляд и сейчас уже набрал и в планах - участвовать в гонках, когда они будут разрешены, потому что мне это нравится, приносит удовольствие. И ваш Кубок, Кубок Вологодской области у меня в приоритете, поэтому даже если даты других соревнований совпадут, я выберу ваши старты. А насчет конкуренции скажу честно: я матерый боец, я вообще никого не боюсь, и чем больше людей сильных на старте, тем интересней.

 Это меня, наоборот, мотивирует, и адреналина больше выделяется, когда сильные люди рядом стоят, поэтому если Валерий Сухнев и кто-то из других сильных гонщиков будут приезжать на старты, то я, конечно, без борьбы никогда никому не дамся. Буду бороться, а результат покажет, и загадывать, какое я займу место и как Кубок сложится в этом году, это просто неблагодарное дело, ни один спортсмен никогда не будет бежать впереди паровоза и рассказывать о своих мечтах и планах. Буду бороться, а там посмотрим.

Вообще этот год действительно немного нестандартный, все идет с запозданием, и те, кто набрал форму, как ты считаешь, хватит ли им формы на конец года?

На мой взгляд, все будет зависеть от того, насколько человек заматерелый, так сказать. Если это опытный боец, который уже с десяток лет в спорте, то он сумеет сохранить форму на долгий срок и на весь сезон растянуть до поздней осени, выступать достаточно стабильно, если ему не будут мешать какие-то бытовые обстоятельства. А вот молодые гонщики, которые выступают первый, второй, третий год - здесь в силу того, что у человека нет базы, фундамента спортивного в организме, они как правило могут выйти на полтора-два месяца хорошей формы, и потом у них происходит физиологический спад. И поэтому этим людям, неопытным, надо грамотно подойти к сезону, чтобы на самые важные старты сохранить свою форму или набрать ее, выйти на пик, чтобы отсоревноваться. Потому что если сейчас выйти на хорошую форму, то потом в сезоне молодым гонщикам можно просто стоять и они ничего не смогут сделать. Потому что на мой взгляд, должно пройти с десяток лет, чтобы человек заматерел и на протяжении долгих месяцев мог сохранять стабильно хорошую форму и показывать стабильно хороший результат, такое мое мнение.

Очень часто перед марафонами ты много вопросов задаешь, уточняешь мелочи - это черта твоего характера ? И насколько это важно при подготовке к марафону?

На мой взгляд, если человек потратил много времени и часть своей жизни на то, чтобы выступить на каких-то стартах, соревнованиях, то какая-нибудь неучтенная мелочь может сыграть решающую роль, и результат может оказаться не таким, как ты ожидал, а разочарование оно очень долго проходит. Поэтому лучше задать десяток уточняющих вопросов организаторам, чтобы учесть все нюансы старта и показать максимальный результат. 

Ну и плюс к этому, нет ничего хуже, когда человек чего-то не знает и начинает переживать по этому поводу. На гонке ты не должен думать об отвлекающих факторах, переживать из-за чего-то, ты должен полностью сосредоточиться на результате. Поэтому лучше разузнать и уточнить все заранее, даже если это будет множество вопросов, которые другому человеку не покажутся важными, а для человека, который борется за победу, они будут очень важны.

В первый год, когда ты победил, ты выступал на велосипеде с алюминиевой рамой, с убитой вилкой, с 26-дюймовыми колесами. Во втором году уже на топовом 29, на карбоновом  Willier. Вообще, есть разница, ты почувствовал, ведь ты и первый и второй год победил?

Конечно, я видел, какая огромная разница на разных типах велосипедов. Когда я ехал на 26-м, я смотрел, как едут соперники с мной вместе на разных трассах, по разным покрытиям, и я видел, какое огромное преимущество у 29-х колес в определенных моментах, особенно в грязевых гонках, на спусках, на сингл-треках, где много корней. 

В то время, как я на 26 прыгал, как мячик, люди на 29 достаточно уверенно ехали и мне приходилось тратить очень много сил, чтобы быть конкурентоспособным. Я реально понимал, чтобы выигрывать гонки на 26, нужно быть на две головы сильнее соперников. И переход на 29 дюймов дал мне определенную фору, потому что физически, в принципе, я не стал сильнее, но у меня появился более правильный для гонок велосипед, и у меня стала более экономичная езда, я стал тратить меньше сил на какую-нибудь ерунду. Например, в горку на 29 я могу заехать легко там, где на 26 колеса пробуксовывали. То есть у меня стала более экономичная езда, я стал тратить меньше сил и экономить энергию, соответственно, я мог марафоны на 29 выигрывать с меньшими затратами и большей чистотой. Поэтому, на мой взгляд, сильные гонщики должны выступать на качественном, хорошем оборудовании, то есть это должен быть 29 велосипед. 

Вопрос о твоей тактике. Мы знаем, что на наших гонках твоя фирменная фишка - это отъезд в гору, причем ты чаще всего его готовишь заранее, изменилась ли тактика сейчас?

Я пляшу от нескольких факторов, строя тактику, это, в первую очередь, состав соперников. Понятно, что если соперники очень сильные, нужно понимать, какие у кого плюсы и минусы. В этом плане помогают одна-две гонки, когда ты узнаешь, кто рядом с тобой и как едет, я всегда смотрю, как едут конкуренты и уже на следующих стартах я учитываю эти моменты и понимаю, у кого какие плюсы и минусы. 

Насчет фирменной фишки отъезда в гору - конечно, каждый пользуется своими сильными сторонами, но некоторые гонки я планирую по тактике и иногда я дергаю очень здорово там, где даже нет горок. Например, на Комеле есть грейдерная трехкилометровая секция с камнями, где я два года подряд успешно отъезжал от соперников, хотя там как таковой горы нет. Бывают такие гонки, где я, наоборот, стараюсь на сингл-треках быстро ехать. 

Например, на некоторых питерских гонках я строю тактику таким образом, чтобы именно на синглах показать максимальное время и постараться отъехать от соперников, потому что на синглах очень тяжело ехать на колесе и соперники в погоне за тобой могут тоже разбиться на одиночные группы и потом не смогут так быстро собраться вместе, и есть шанс, что все будут ехать по одному. Тактика зависит, конечно, от каждого конкретного старта, и бывает, что я ее меняю по ходу гонки, если что-то пошло не так. Меня выручает голова, я доволен, что у меня очень быстро идет мышление и я по ходу гонки принимаю правильные тактические решения, если что-то складывается необычным образом. 

На чем будешь выступать в этом сезоне - на Merida или на Willier и кто-то тебя поддерживает в этом году?

В этом году у меня полное право выбора любого велосипеда, нет обязательств перед спонсорами или партнерами. Поэтому часть гонок я планирую проехать на Merida,  велосипед у меня будет на 11-скоростной топовой трансмиссии, и этот велосипед более легкий, прочти на килограмм, по сравнению с Willier  Какие-то конки будут на  Merida , а какие-то на Willier, потому что, если честно, мне безумно нравится, как этот велосипед едет, несмотря на то, что он чуть-чуть тяжелее. Буду чередовать, но немного в пользу Merida. 

Форма командная останется та же?

Я выступаю третий год подряд за вологодскую команду Garant Auto MTB team, с которой у меня партнерские отношения. Поэтому я буду с удовольствием выступать в форме именно этой команды, в которой собраны и молодые спортсмены, и опытные гонщики, примерно моего возраста. 

Андрей, не было ли у тебя желания поехать на зарубежные гонки - в Тарту, или Финляндию, или подальше - Италию, Испанию, попробовать, как соревноваться с сильными зарубежными гонщиками?

Я читаю иногда отчеты ребят, которые ездят на зарубежные гонки. Какого-то большого желания ехать в Эстонию нет, потому что те отчеты, которые пишут ребята, меня не цепляют. Мне интересно попробовать какие-то горные трассы, какие-то не очень сложные для начала горные многодневки, в этом у меня есть интерес, но нужно, чтобы совпали разные факторы, чтобы отпустили на работе в том числе, с этим все сложно, чтобы на неделю-полторы меня отпустили уехать куда-то соревноваться на велосипеде. 

И, наверное, если я приму участие в зарубежных гонках, то это должно быть что-то вроде 3-4 - дневной горной многодневки. Почему-то Финляндия и Эстония меня не сильно привлекают. Большим минусом является логистика, надо продумать, как туда добраться, сделать визы, я не очень люблю заморачиваться всеми этими организационными вопросами. И наверняка, если ты приезжаешь первый год, тебя поставят в последний карман, и ехать сильному гонщику с бабушками и дедушками, чтобы улучшить свой результат на тысячу мест и попасть из шестой, например, тысячи, в какую-нибудь вторую тысячу - не очень интересно тратить свое время. 

В этом году мы часто видим тебя в онлайн-горках. У нас голоса есть и за, и против, и что лучше по снегу, а каково твое мнение?

Мое мнение, что нужно находить компромисс во всем. Станок - это невероятно удачная покупка прошлого года, я купил топовый станок Tacx NEO. Я продолжал кататься на работу по улице в любую погоду каждый день, основной объем был на улице, а на станке я выполнял разовые задачи, какие-то работы, делал какие-то гонки для себя, чтобы посмотреть, как проходит тренировочный эффект.

 В основном, я смотрел, как растет моя мощность относительно какого-периода, и благодаря FTP-тесту, можешь оценивать свое физическое состояние относительно прошлых периодов. И станок очень выручал, например, в плохую погоду, если идет дождь, снег, раньше я безальтернативно выезжал и с кривой гримасой на лице катался по этому снегу и дождю, а сейчас сажусь на станок, включаю какую-либо гонку или тренировку, с удовольствием еду на балконе, у меня все условия для этого есть, и получаю удовольствие. Но каждый день кататься на станке я, конечно, не смогу, поэтому, если посмотреть Strava, - у меня все тренировки записаны, я ничего не скрываю, - то станок у меня не очень часто используется, буквально один-два раза в неделю. Плюс у меня есть группа учеников, у которых есть Smart-станки, в том числе, вологодские гонщики, мы тренируемся вместе, чтобы было интересно и разнообразно, собрали свою команду - МТВ-тренинг, и ездим какие-то старты, договариваемся, общаемся в голосовом чате во время гонки и после обсуждаем перипетии борьбы. 

Какой твой показатель FTP-теста сейчас и насколько он важен, стараешься ли поднять по ходу сезона, выполняешь ли новые тесты?

В данный момент я набрал определенную форму и не хочу сейчас ее выше поднимать, чтобы не выйти на пик. На мой взгляд, прошлый сезон я провел хорошо, потому что я прошлый сезон провел хорошо, в течение пяти месяцев проехал ровно, благодаря тому, что не выходил на пик формы, все время был чуть ниже. Это позволило моему организму сохранить кондиции на пять месяцев и я все пять месяцев провел очень ровно, выступал на соревнованиях и меня устраивал результат, при этом я не чувствовал, что вышел на пик формы, потому что после пика всегда идет сильный спад. Поэтому я сейчас не гоню лошадей, сейчас мой показатель FTP-теста равен 5,4 ватта на килограмм, или 337 Вт. Это мощность, привязанная к весу. Вес у меня плавает от 61 до 63, в последнее время - 62 кг. 

Многие сейчас заточены на показатель мощности, насколько это важно или важнее частота пульса?

На мой взгляд, важна не просто мощность, а важны именно ватты на килограмм, я пляшу от этого и мои тренировки строится от того, у кого есть мощемеры и станки, это совокупность факторов: и тренировки по мощности, и тренировки по пульсу.

 Например, в определенные тренировки я говорю: на пульс не смотрите, делаете на такой-то мощности, например, 110 процентов от FTP,  при этом пульс может быть любым. А какие-то наоборот, я говорю: мощность не важна, едешь строго в первой зоне пульса для восстановления. Поэтому часть тренировок ориентируемся на мощность, часть - на пульс, часть - на мощность, а пульс для анализа. Для меня очень важны оба фактора. Плюс обязательно контроль утреннего и ночного пульса.

Психологически не тяжело поддерживать форму на велосипеде круглый год?

К концу сезона действительно наступает усталость, поэтому в прошлом году, выступив на последнем старте, это был вологодский старт 15го сентября, после этого решил сделать паузу, отдохнуть и стал несколько раз в неделю выбегать на пробежку. А потом вообще уехал отдыхать в Доминикану, где не было никакого велосипеда, я просто две недели загорал, купался в море и бегал утром кроссы 10 километров по дороге, проплывал в море от 3 до 5 километров в день, и просто поддерживал свою функциональную готовность - сердце, легкие, за счет других цикличных видов спорта, а не велосипеда. И потом снова в спокойном режиме катался на работу и участвовал в некоторых зимних гонках в Питере, три из четырех выиграл, но специально я к ним не готовился и специально форму не набирал, это был фундамент, который заложен за годы тренировок и позволяет мне в том числе зимой неплохо ехать. Но зимой все равно форма ниже, чем летом, потому что поддерживать форму на высоком уровне в течение всего года - ни один организм с этим не справится, это неправильно и глупо. 

У ребят из группы МТВ-тренинг очень хорошие отзывы от ваших совместных тренировок, а ты сам не чувствуешь, что это, может быть, твое призвание и в перспективе можно превратить это в коммерческую деятельность?

Я давно за собой заметил, что мне нравится помогать людям и делиться знаниями, которые у меня есть, в плане организма, тренировок, чтобы достигать лучших результатов в спорте. Разные ребята, которые ко мне обращались, даже сильные, они спрашивали советы, и я понимал, что человек плавает и вообще ничего не понимает в тренировочном процессе и старался взять кого-то с собой на тренировке и просто вместе катались. Потом я понял, что таких людей становится все больше и стал организовывать совместные сборы, мы ездили в Крым, например, там я помогал людям готовиться к сезону. 

Какой у тебя в этом году уже километраж?

В районе 5 с половиной тысяч. Но у меня нет какой-то самоцели, обязательно проехать определенное количество километров. Для примера, я неплохо выступал в те года, когда на велик садился только в конце февраля и за полтора-два месяца набирал форму. В этом году 5 с половиной, но на мой взгляд, это нельзя оценить, хорошо это или плохо.

У тебя такой напряженный график, а как совмещаешь с семейной жизнью, как относятся к этому дети, жена?

Когда мы женились, супруга знала, что я спортсмен и очень много времени этому посвящаю. Более того, моя жена тоже спортсмена, она занималась полиатлоном, она прекрасно катается на лыжах, стреляет из разного оружия. Единственное, когда я на сборах, а семья дома, то я очень сильно скучаю, а так я каждый день приезжаю домой, участвую во всех семейных делах, вижу детей. Поэтому проблем с этим нет, месяцами дома я не отсутствую. Дети с удовольствием ездят на мои гонки в Питере, поддерживают меня, знают многих гонщиков. И им это интересно, лишний повод выехать на природу. 

Галафеев