Сергей Трифонов – о том, как штурмовал трассу на многодневке «Евразия» в Екатеринбурге

   1419  1

- Ты вернулся с многодневной МТБ-гонки «Евразия», которая проходила в Екатеринбурге. Какие впечатления?  

- Началось все еще зимой. В январе позвонил мой друг из Северодвинска Вадим Малаховский и предложил поехать летом на Урал. Оказалось, что был последний день льготной регистрации – за 3600 можно было поучаствовать в многодневное. Я воспользовался моментом, зарегистрировался и оплатил. За окном    было минус 30, и приятно было думать о летних маршрутах, тем более на Урале не был давно. Впервые мы ездили вологодской командой в 1989 году, принимали участие во Всесоюзном туристическом слете, а в 2005 году, принимали участие в этапе Кубка России по МТБ в Екатеринбурге.  

Так что местность была знакома. Что нас ждало, я тоже предполагал. До этого съездил на многодневку в Крым, поэтому не думал, что возникнут какие-то сложности. На трассе обещали хорошие градиенты, протяженность этапов – 65-80 километров с перепадом высот до 2 тысяч метров.  

Взяли билет на прямой поезд от Вологды до Екатеринбурга. В пути ровно сутки. По прибытии нас ждал автобус, который доставил    до места старта в районе Нижнего Тагила – это около 120 километров от вокзала, на    горнолыжный центр «Гора Белая». Довольно-таки приличная база с большой стоянкой, кафе, двухместными номерами. Стоимость – 1250 рублей в день без питания. Питания мы также оплатили заранее, оно было специально подготовлено для велосипедистов. Утром – каша геркулесовая, после гонки давали суп-лапшу . На обед – макароны с мясом и салатик, был еще ужин, почти перед сном. Единственное - все четыре дня кормили одним и тем же. Магазинов в окрестности не оказалось.    Особо понравилось, что была организована стирка формы. Ее собирали в сетки, стирали и возвращали практически сухое. А стираться приходилось каждый день.  

Первый этап – пролог 9 километров. Но они были нелегкими. Я стартовал последним из мужчин под 43 номером. Сначала стартовали молодые, потом – старше, а последними стартовали девушки – их заявилось всего 3 человека. Со старта было 3 километра равнины, холмики, пригорочки, и далее    «подъем дня».    К этому подъему догоняю Вадима, который за минуту до меня стартовал, вижу других участников, и думаю, что я их всех сейчас достану. Но подъем оказался не по зубам. Смотрю – Вадим уже спешился, я тоже. Гонщики начали от меня удаляться. Думаю: ничего, сейчас на спуске всех вас догоню. Спуска я не видел, и как оказалось впоследствии, он был сложнее, чем мы предполагали.  

В начале спуска мне не повезло – я пробился. Долго выбирал, на чем ехать, и сделал неправильный выбор. Дело в том, что у меня были карбоновые колеса, которые я оставил дома. Я на них решил не брать, так как не собирался ехать за результатом, а хотел просто прокатиться в спокойном темпе. Взял «тренировочные»,  
более тяжелые, резину переставлять было лень, оставил то, что стояло – Schwalbe Rocket Ron. Так вот эти покрышки не могли сопротивляться острым камням, и, естественно, на спуске я пробился. Что делать, пришлось с горы спускаться пешком уже. В протоколе я занял последнее место. Другому участнику еще сильнее не повезло - он разбил Roval карбоновый на Спеше, хорошо, что были в запасе запасные колеса.  
Может, все и к лучшему, а иначе я бы попробовал преодолеть в седле    «динозавровы яйца» россыпь камней величиной с человеческую голову и с острыми гранями, они имели подвижность, если колесо между ними попадало,    можно было с высокой долей вероятности упасть либо повредить инвентарь. Никто не рисковал, все проходили этот участок пешком.  

Евразия

Спуск проходил по трассе даунхилла, очень интересная, конечно, трасса, но не для тех подвесов, на которых мы ехали. По этому месту трасса потом проходила еще раз.    Спуститься зачастую было труднее, чем подниматься.  

На следующий день нам предстоял этап 80 км с перепадом высот порядка 1700 метров. Учитывая нестойкость швальбы к каменным завалам, пришлось набить ее до 3 атм., что не прибавляло комфорта в езде.  Начали спокойно, никто из лидеров сильно не рвал, но я выбрал для себя невысокий темп, все подъемы старался заезжать, на спусках тормозил, не рисковал. Подолгу останавливался на КП . Передо мной участник на одном из спусков упал, сломал ключицу. Я остановился, достал телефон, стал звонить организаторам, они приехали довольно быстро.    Падения не всегда происходят на сложных участках. Достаточно секундной расслабленности, потери концентрации - и можешь прилечь на камушки. Вот в этом случае, и в другом, (на 3м этапе лидер гонки также упал и сломал руку) падения происходили на несложных участках. Затратив на прохождение этапа почти шесть часов, финишировал с запасом сил.

Погода на Урале так же, как и у нас, дождливая, все дороги-тропинки по горам превратились в реки и ручьи. Приходилось ехать в потоке воды по полколеса, причем при градиенте в 10 процентов. Ручьи доходили до ширины рек, колесо скрывало. То есть один участок этого маршрута мог собрать в себе все вологодские сложности. Это и болота, и камни и корни… Так называемый «Париж-Рубе» длился все 80 км. Были участки, где на спуске спешивались, потому что рисковать, честно говоря, не хотелось.    Один день был такой дождь, что казалось, что тебя поливают сверху из керхера. И было холодно. Хотелось, чтобы снова начался тягун чтобы хоть немного согреться. Как сказал Малаховский: «Я в своей карьере так еще никогда не мерз». А карьера у него впечатляющая.  

Евразия

На 3 этапе был интересный участок, который назвали «смерть рукам». Некоторые участники на пятикилометровом пологом спуске останавливались, чтобы встряхнуть руки. Тряска была жуткая, ощущение такое, что вот-вот выбьет руль из рук.  

В принципе, все три этапа были похожи, различались только маршрутами и протяженностью. Очень оперативно работали организаторы, собралась дружная команда. Исправляли ошибки, допущенные на предыдущем этапе. С разметкой, в частности, проблемы были и кто-то ехал «не туда».    Все дистанции проходились один круг, поэтому надо выставить и волонтеров, и контролеров, и разметку нанести, и стрелки.   
Последний этап нам предстояло проехать в Екатеринбурге - традиционный «Урал-марафон» на Уктусе. Поскольку шли проливные дожди, на трассе было очень  грязно, тропинки размокли. Градиенты достаточно крутые, поэтому многие участники часть спуска шли пешком, и в подъем шли пешком - заехать было нереально. Трасса сильно петляла, бывало, что тебе навстречу едут участники, которые думали, что едут правильно. Проблемы с разметкой были серьезные. Поплутав 10 километров, я решил не продолжать дальше эксперимент и сошел. 

Евразия

Стартовали порядка 300 человек – это и те, кто проехал «Евразию», и те, кто приехал только на этот марафон. Он, кстати, был этапом Кубка велосипедных марафонов России.  
Малаховский проехал один из двух 30км кругов за 3,5(!) часа, получилось так, что он единственный, кто в нашей группе финишировал в зачете многодневки.

- Какие выводы можешь сделать? Если сравнивать с нашими марафонами или, допустим, с питерскими, на каком месте мы находимся? Может, нам стоит что-то поменять?  


- На такой марафон нужно просто ехать и принимать участие. Сама по себе многодневная гонка предполагает, что каждый день будет тяжело, каждый день – марафон. Кто-то начинал резвее и просто не успевал восстанавливаться. Я, наоборот, после каждого этапа чувствовал себя все лучше и лучше. Даже в конце каждого этапа я ехал лучше, чем в начале.  

У нас так не получится. Самое сложное – это камни. У нас их нет. От велосипеда требуются несколько другие характеристики, и 27,5+ не кажется утопией.. И более широкая резина с хорошо развитой защитой боковин, и задняя правильно настроенная подвеска - это необходимость.  

В принципе, по организации у нас достаточно высокий уровень. Мы более детально подходим к разметке и безопасности. Такие неприятности все реже встречаются. Но там организаторы – тоже увлеченные люди. Они взяли серьезное дело, адекватно реагировали на замечания, работали над ошибками. Хочется их поблагодарить.