Марафон на Комеле – с замерзшими глазами

3431  3  Сергей Пакулин

Когда я начал планировать свои марафоны на предстоящий зимний сезон, то в календаре Russialoppet увидел новый марафон в Вологде – «На Комеле». Отлично! Марафон проходит ровно за неделю до Марчалонги. Представляется прекрасная возможность провести контрольный старт, посмотреть новый город - «Город, где резной палисад», новые места и этим марафоном выполнить мастерский норматив российской марафонской серии.

Начал собирать информацию о нем. Это оказалось совсем просто. В Вологде есть прекрасный информативный сайт Вологдамарафон, из которого я в основном и узнавал всю интересующую меня информацию. Из него я узнал о том, что вологжане уже второй год проводят Кубок среди лыжных команд, которых в этом году 27! И это движение стремительно набирает силу. В этих соревнованиях участвует все больше команд, и не только местных, но и из других регионов. Борьба идет очень острая, перед сезоном капитаны команд представляют свои составы, делятся планами на сезон и многое другое.  Все очень интересно! Молодцы, Вологжане!

Как обычно, заблаговременно купил билеты на поезд и, по рекомендациям организаторов, забронировал очень хорошую гостиницу «Спутник». Гостиница находится буквально в 5 минутах  ходьбы от железнодорожного и автомобильного вокзалов. От нее не так далеко до центра города и 5 минут ходьбы от места получения номеров. Цены в гостинице очень демократичные, начиная от 500 рублей. В гостинице  хорошее кафе, где вкусно и недорого готовят, и, кроме того, идут навстречу привередливым клиентам вроде меня: нужны макароны с курочкой накануне марафона - пожалуйста, овсяная каша на воде утром перед стартом - без проблем!

В Вологде я решил поселиться целенаправленно для того, чтобы посмотреть город и немного познакомиться с достопримечательностями, что я стараюсь делать всегда, где бываю на лыжных марафонах. Вот и в этот раз приехал в Вологду в пятницу 19 января, поезд прибыл утром около 9 часов. Считаю, что для нас питерцев самый удобный вариант! Сел вечером, около 21  часа, немного пообщался с попутчиками и спать. Утром на месте и обратно точно так же по времени: вечером в поезд и утром на месте.

Устроился, позавтракал и пошел смотреть Вологодский Кремль, центр города. Зашел в древний храм, где прихожане выстроились за святой водой, побывал на набережной Вологды, потом сходил в краеведческий музей, а оттуда в музей кружева. От вологодских мастериц, от этого высокого искусства я был в настоящем восторге! Я еще раз убедился - России есть, чем гордится!

В этот же день на автовокзале купил билет на автобус до д. Дьяконово за 92 рубля, от этой остановки до места старта метров 300. На следующий день съездил  посмотрел марафонский круг и познакомился с ребятами из марафонской команды RUNWAY Николаем Толстобровым и Женей Максимовским, которые были моими провожатыми по кругу и любезно согласились подвезти меня обратно в Вологду, а на следующий день и к месту старта и обратно. Спасибо огромное, ребята! Теперь я с удвоенной или утроенной энергией болею за марафонцев c команды RUNWAY, т.к. в этой команде помимо моей замечательной знакомой Марины Берской - чемпионки Мира среди лыжников-любителей, есть не менее, отличные ребята.

Марафон. Мой номер 194, в конце второй сотни, так определили организаторы. Старт через 5 минут после первой сотни. Расстановка на старте, строго по колышкам с твоим номером. Все правильно! В воскресенье чуть теплее, чем в предыдущий день. Температура от 10 до 12 градусов, с ветром от 5 до 9 м в секунду. Не очень-то комфортно, еще подумал я перед стартом, учитывая, что в основном дистанция идет по открытым местам. Но сильно меня погодные условия не насторожили, ведь в субботу и мороз был посильнее, и ветер присутствовал, ничего - проехали кружок, нормально. Утепляться особенно не стал, на голову балаклаву надевать не люблю, в рукавицах тоже мне не очень комфортно, решил в перчатках, и под комбез одел тонкую термуху. Это я раньше, старался все теплее одеваться, оттого и влагопотери у меня были большие, и мышцы часто судорогами схватывало. А сейчас я ученый, так я думал на старте, глядя на многих хорошо утепленных  мужичков.

Старт. Настроение хорошее, самочувствие тоже вроде ничего. Поехали! Аккуратно стартанули. Без толкотни и суеты. Лыжи работают не хуже, чем у других, правда, по-моему, на втором спуске наш питерец Валера Антонов выкатился очень сильно! Я еще ему бросил: "Ничего себе". А он мне: "Да это мои 100 кг едут". Валера чуть вперед вышел, за ним же Сергей Хромов из Москвы, а я за ними. Вот, думаю, за ними я пока и покачу, а там видно будет.

Прошли отметку 3 км, глянул на Polar - прошел за 10 минут с небольшим, нормально. Ребята шевелятся, никакой раскачки, настроены серьезно, я продолжаю держаться и тут обращаю внимание, что прилично прихватило пальцы на руках. Ладно, думаю, не впервой, надо немного потерпеть, сейчас вработаюсь, кровушка зациркулирует и руки отойдут. Терплю, не хочется ребят отпускать! Говорю же, по ходу видно, что не гулять собрались, и отпускать не хочется. Пальцы ломят уже все сильнее. Еще потерплю. Небольшой спуск, стараюсь шевелить пальцы: сжимаю и разжимаю. Нет, не отпускает, становится совсем больно. А черт! Остановка. Расстегиваю темляки, снимаю палки. Начинаю интенсивно вращать руками и одновременно смотреть вдаль удалающимся фигурам моих конкурентов. Ничего может, догоню, с надеждой думаю я, и снова одеваю темляки. Ребят уже не видно. Мимо меня проезжают подотставшие. Приходится вновь маневрировать и обгонять тех, кто едет медленнее. Лыжня не такая широкая и накатанная как по центру, каждый обгон - это дополнительные энергозатраты. А пальцы вновь прихватило, подмороженные они у меня, как и на ногах и неоднократно, впрочем, у меня одного что-ли!

Первый круг проехал, пальцы не отошли, но боль как-то притупилась. 49 минут с копейками. Медленно качусь, однако! Как-то настрой уменьшился, хотя еще пытаюсь вести борьбу с догнавшей меня группой из трех человек. На спусках второго круга уезжаю от них явно, по равнинке и тягунах они сильнее, а у меня пропала резкатуха, и идти стало труднее. Думаю, рано же еще, ведь и половины не проехал, что происходит? Конечно, не такая подготовка, как в прошлом году, вкатки не было, лето пропустил из-за коленей, но все равно декабрь и январь тренировался, даже длительные делал. «Соберись» - говорю я себе. Вот и второй круг закончил. 1 час 44 минуты с чем-то. «Что-то как замороженный ты Сергей», - это я опять себе. Гель с трудом достал из карманчика замерзшими руками и попил на пункте питания при переходе на третий круг.

Очередной спуск. Сжался в комок, понимаю, что я весь дрожу, все плывет перед глазами. Спуски пытаюсь пройти в лыжне, в ней скорость у меня явно выше, плохо вижу лыжню, и меня чуть не бросает в сторону. «Осторожней, еще не хватало грохнуться и чего-нибудь повредить себе и из инвентаря тоже». Зрение поплыло, отчего же? Я теряюсь в догадках. «Кап что-ли? Нет, у меня кап по-другому приходит: наваливается дикая слабость. Значит, здесь что-то другое», - думаю я и продолжаю толкаться.

Очередной спуск. «Как же мне холодно, и почему у меня испортилось зрение? Левый глаз совсем стал плохо видеть, в нем что-то есть,  а в правом все туманно! В который раз уже, ничего себе!». Меня стало еще поколачивать. Пробую толкаться побыстрее, а меня прошивают один за одним уже с третьей волны. Да и ладно! Конец третьего круга, хороший спуск, еле устоял,  не вижу лыжни. Глаза замерзли!

Со мной такого еще не было. Нос в Ханты-Мансийске на марафоне оператор камерой своей сломал, это было. Весь в кровище, но доехал, а здесь не вижу! Оба-на! А как я четвертый круг вообще пойду. Пальцы уже не чувствую, всего колотит от холода и очень плохо вижу. Сойти? Неееет! Буду карябаться. А как-же, медаль красивая, получать надо! Теперь все мои мысли о том, как дойти четвертый круг. Какой я «молодец», что не одел термуху потеплее; что не одел рукавицы, в которых вчера катался, и в которых было комфортно. Что не зря вопрошал Дмитрий Княжев перед стартом: «Может шорты утепленные одеть поверх комбеза?».

Да, вологодские ветерок и морозец коварные оказались. Все спуски на четвертом круге прошел почти вслепую, медленно плужа. Последний подъем заходил так, что со стороны без слез смотреть на меня было невозможно! Полузамерзший и полуослепший, очень и очень медленно передвигающийся. Хорошо, что зрителей на нем к тому времени  совсем мало осталось. Зрелище, скажу я вам, не способствующее популяризации лыжного спорта и лыжных марафонов в моем исполнении.

Финиш! Медаль на грудь!  Меня трясет от холода, и я иду на ощупь в здание. Переодевание в тумане. Все ходит ходуном. Народ оживленно общается и, слава богу, не обращает внимание на трясущегося меня. Мои знакомые ребята решают уехать пораньше и предлагают мне тоже поехать с ними. Плохо соображая, вначале отказываюсь, т.к. надо пообедать, побывать на награждении, пообщаться с Мариной и новыми знакомыми. Потом голова включается: «Срочно в номер, в горячий душ!» Час под душем. Пальцы отходят очень больно - это все знают. Еще час под одеялом. Глаза горят, а в правом бревно и глаз плохо видит. К 18-00 часам немного полегчало. Ужин. Еще легче. В 21-00 поезд.

Итог: и так бывает! Сам виноват! Впредь наука будет. Ребята говорили, что пару человек тоже жаловались, что глаза замерзли. По приезду домой почитал об этом в интернете. Действительно, не я первый столкнулся с проблемой глаз на марафоне. Мой знакомый питерский известный марафонец Олег Петров тоже испытал это на себе на марафоне на Аляске.

А марафон на Комеле - очень хороший марафон! Молодцы организаторы! Я уверен, что у такого марафона хорошее будущее!

Из пожеланий: все-таки сделать трассу чуть шире - возможности есть. По питанию после марафона: в Европе организуют питание на улице в больших палатках, может и вам так сделать. А всем кто соберется на Марафон на Комеле: берите на всякий случай теплые вещи, даже,  несмотря на то, что мороз не большой и ветер не сильный.