Да будет свет! или 50 км ночью...
Хочу поделиться некоторым опытом и наблюдениями относительно ночной гонки на 50 км и в целом. Изначально я не собирался ехать полную дистанцию марафона в силу плохой подготовленности за последние годы и отсутствия опыта длительных гонок в принципе, и тем более вспоминая марафон 30 км на трассе "пик" несколько лет назад. Но потом принял решение ехать именно 50 км, так как трасса знакомая и ответственных стартов после ночной гонки нет. К тому же в первый ночной марафон стоит проехать именно дистанцию марафон и получить за это памятную вещь.
Чтобы хотя бы просто доехать дистанцию, начал готовиться, обдумывая все детали - питье, питание, одежда, психология. Подготовка началась с обдумывания питания. Взял на вечернюю тренировку пояс с гелями, которые тут же замерзли (вечер выдался под -20С). Поэтому принял решение не рисковать - отказаться от гелей или дать болельщику, чтобы держал под курткой и давал на каждом круге (выбрал в итоге второй вариант). Питья на кормежке мне пока не хватает, поэтому попросил болельщика встать немного дальше пункта питания и поить дополнительно. Очень помог опыт других спортсменов - стакан из под йогурта это правда удобно. По одежде не стал рисковать и оделся потеплее (термобелье с виндстопером и бахилы), так как все-таки поле продувается и сойти с дистанции, замерзнув, было бы обидно. Да и вспомнил последнюю тренировку, когда температура сильно опустилась вниз за какие-то часы. По психологии - старался настраиваться на позитив, хотя понимал, что возможно придется столкнуться с болью и судорогами, которые когда-то терпел на "пике". Частично помогло то, что день гонки выдался рабочим, и мысли были заняты не ожиданием старта, а делами.
Больше всего во время вечера запомнился старт - первые 5 км уже стоили того, чтобы поучаствовать в марафоне! Видео с высоты не передает то, что наверно каждый испытал во время старта гонки. Это был светящийся и расползающийся поезд. Вечерние тренировки всегда имеют несколько другую атмосферу, чем дневные. Тем более, при таком количестве огней.
Чтобы отвлечь свои мысли и составить хоть какой-то план на гонку - установил себе желаемое время на каждые 5 и 10 км, которых и старался придерживаться. Также постоянно контролировал свой пульс на середине подъема, вершине и спуске, чтобы не загнать себя. При наличии резерва по пульсу - старался переложиться в следующую группу спереди.
Первые 3 круга все шло хорошо. Возможно, потому что 30 км на тренировке хоть раз но катал, но не больше. Время на круге понемногу увеличивалось, но в пределах нормы (был план на 3 часа, но я шел по плану 2:45). Как ушел на 4 круг - в первый подъем заболели некоторые мышцы ног. И на протяжении последних двух кругов добавлялись к ним все новые мышцы. Пришлось терпеть и контролировать усилия, чтобы не допустить судороги - иначе просто не доехать. Пришлось постепенно сбавлять темп, пульс стал падать. Сам стал немного подмерзать, пришлось дополнительно разминать пальцы рук, чтобы не мерзли.
Тогда еще на четвертом круге значительно усилился ветер. Вдруг неожиданно обнаружил, что еду с пульсом 130 (причина подмерзания) и не могу добавить из-за мышц - иначе будет судорога и просто не доеду. Пришлось ноги разгружать руками и туловищем. Через круг стало сводить пресс. На гонку палки взял легкие (даже не смотря на опасность поломки) - поэтому руки нагрузку пережили неплохо. На последних двух кругах только и делал, что тащил на себе остальных и пропускал, т.к. прибавить, к сожалению, было не чем.
Последние 2 км на последнем подъеме оказались критическими - то ли организм уже понимал близость финиша, то ли правда силы кончались - ноги налились свинцом, пресс просто схлопывала судорога. Доехал до верха подъема практически одновременным бесшажным - иначе было никак. Кое-как растолкался на спуск и отдохнул до речки. Дальше - было дело "техники".
Из плюсов организации гонки могу сказать следующее: хорошая разметка (которая теперь осталась и для тренировок вечером), хорошая организация питания, значительно больше болельщиков, чем на других этапах.
Из минусов: рано выключили свет, хотя до меня финишировала бОльшая часть спортсменов (поэтому претензия в пользу слабых).
Как итог мероприятия: гонка такого формата действительно придает популярность вечерним тренировкам. Мне есть с чем сравнивать. Осмелюсь сказать, что несколько лет назад я был одним из первых, кто стал вечером тренироваться с фонарем. Тогда, по-моему, еще время перевели последний раз, и стало вечером темнеть раньше. Так в то время было немного тех, кто тренировался вечером. Теперь же месяц-два назад был удивлен тем, сколько людей можно встретить на Локо после 6 часов и после 7-8 часов. Отчасти, причиной этому можно назвать популярность стартов Вологдамарафон в целом, но также и прошлогодняя ночная гонка. Еще больше людей я увидел после ночного марафона. Мало того, что теперь секцию проводят вечером с фонарями, так и на 10 км круге около 8 вечера я обнаружил человек 20-30, бОльшая часть со светом.
Так что цели проведения ночного марафона считаю достигнутыми! Спасибо организаторам и волонтерам, а также многочисленным болельщикам!